Ольга Емашова (helgyhelgy) wrote,
Ольга Емашова
helgyhelgy

Москва - Вологда - Великий Усюг - Москва

Давно собиралась написать об этой поездке. Кроме личных впечатлений тут еще есть полезная информация :)

Машины у нас нет, поэтому ездили на поездах, рейсовых автобусах и много ходили пешком.

Маршрут-времянка:
5 марта (вечер) Отправление из Москвы.
6 марта (7 утра - 10 вечера) Вологда (город, набережная, церкви, кремль, музеи). Отправление из Вологды.
7 марта (9 утра) Прибытие на станцию "Ядриха". Автобус до Великого Устюга.
С автостанции в 11:30 рейсовым автобусом до Вотчины Деда Мороза.
В 15:30 тем же автобусом обратно в Устюг. Ночевка в Великом Устюге.
8 марта (до 12) Великий Устюг (город, Северная Двина, церкви). В 12 автобусом до "Котласа узлового". В 2 дня поезд на Москву.
9 марта (9 утра) Прибытие в Москву.

Что было сделано правильно:
1. Выбрать три дня и включить Вологду. До самого Устюга ехать 21 час. Так что выезд в Устюг на выходные - это 2 дня в поезде и 2 часа в городе.
2. Заложить больше времени на Устюг. Очень симпатичный городок.
3. Ехать в марте, а не в декабре. Не сезон. Развлечений конечно меньше. И ребетенку наверно не так интересно. Но я не могу не рассматривать как главное достоинство то, что мало людей :)
4. Ехать в марте, а не в декабре. Погода и световой день. Уже не так холодно, но еще очень снежно и по-зимнему. Световой день уже сильно прибавил и есть больше времени погулять и посмотреть окрестности.
5. Приехать через "Ядриху". Никакой не "сарай в степи" как я прочитала в отзывах. Нормальная теплая станция, тут же при ней остановка автобуса и такси. На час ближе к Устюгу, чем Котлас (большинство автобусов все равно едет через нее).
6. Одеться тепло. Очень тепло. 8 часов на зимней улице даже с перерывами на кафе и музеи - это не шутка.
7. Зимние русские города - это прекрасно! Это очень красиво. Заснеженные церкви и речки - это стоит увидеть!

Что было сделано НЕправильно:
1. Ехать в официальные выходные (8 марта). Большинство музеев закрыто :(
2. Уехать через Котлас-узловой. Об этом в последнем абзаце приключений. Ядриха - мой вам совет.
3. Недостаточно длинный световой день. Если в 6 стемнело и похолодало, а поезд в 10 - надо придумать чем себя занять в это время.

В целом, положительные моменты перевешивают отрицательные :) Отрицательные просто стоит учесть на будущее.

Теперь рассказ о путешествии.

Ездили мы вчетвером (Андрей+Ася и Паша+Оля), что было очень удобно в поезде.

Сама идея поехать в Великий Устюг родилась после посещения Праги в Рождество. Там был пушистый снег. рождественские базары и толпища народу. Лично для меня всегда одинаково интересны российские и заграничные небольшие города. Кроме того хотелось попробовать съездить куда-нибудь по России зимой, чтобы это было интересно, далеко, красиво и тематично. Тематично - это к Деду Морозу значит :) Так мы и определились с конечным пунктом назначения: Великий Устюг. И я сразу честно всех предупредила, что мы поедем на Вотчину Деда Мороза обязательно, потому что мне интересно :) Как ни странно народ сильно не возражал :)))

Я начала разведывать маршруты путешествия и выяснила, что ехать туда без малого сутки. Жесть :) Значит сгонять на выходные не получится, потому что все выходные будешь ехать. Потом на глаза попался факт, что ехать будем через Вологду. Так было решено расширить географию путешествия и удачно использовать две ночи в проезде вместо одного полного дня :) Правда первая попытка поехать не удалась. И зиму московскую мы пропустили. Но наши неутомимые друзья объявили, что идея была хороша и все равно надо что-то делать в длинные выходные на 8 марта. Так была выбрана дата поездки.

Честно скажу, про погоду и длину светового дня было сразу понятно, что мы удачно подгадали. Но вот то, что там все еще очень снежная с метелями зима, было приятным сюрпризом :)

В Вологду мы приехали в 7 утра 6 марта. Позавтракали кефирчиком, бросили часть вещей на вокзале и пошли гулять по городу. У нас с собой была распечатанная карта с основными достопримечательностями. Мы решили оставить кремль на сладкое и сначала обойти все остальное. В Вологде есть несколько музеев, но почти все они были закрыты в связи с праздниками. Мы побрели по улицам, осматривая церкви, деревянные дома всевозможной архитектуры и расцветок. В середине дня начался серьезный снегопад, а фотоаппарат стал жаловаться, что ему холодно. Но мы не сдались. Мы бродили по городу, разглядывая заснеженные памятники и редкий народ, готовящийся к масленице. Прошлись по центральной площади и улицам, погуляли по набережной (нашли памятник первому электрическому фонарю), полюбовались многочисленными рыбаками и лыжниками на земерзжшей реке, и вышли-таки к кремлю. Побежали греться в единственный открытый музей - музей вологодского кружева. Больше всего в этом музее произвели впечатления кружевные салфетки советской тематики. Как-то несуразно смотрятся сплетенные нитками слова "Слава КПСС" ... А еще там был красивый кот на кружевном полотне "Лукоморье" :) Обойдя все залы, мы вышли обратно на улицу. А там ... вся Вологда, кажется, собралась на торжественные мероприятия :) Народ танцевал, лакомился вкусняшками, играл в какие-то предлагаемые организаторами игры. Народу было так много, мы не могли поверить, что это тот же город, что и час назад. Мы осмотрели кремль, прошлись до Ленивой площадки и оттуда увидели, что масленицу народ по-бырому сжег, и все уже разошлись. Вообще, хочется отдельно отметить радость посещения города зимой. Зимой город другой. Он белый и пушистый. Cнег удивительно подходит нашим городам. Он прячет мусор и живописно выделяет белые с золотом церкви и разноцветные домики. Зима - это же так красиво :) Залезть по пояс в сугроб чтобы сфотать березки на закате - вот в чем счастье! :) При правильном подходе к одежде и температуре -5 даже получаешь определенное удовольствие именно от прогулки. Мне понравилось! И конечно же мы искали ЕГО! И нашли :) Ага, палисад! :)
А тем временем настало 6 вечера. Та-да-да-да. Город осмотрен, музеи (те что были) закрылись, темнеет и холодает ... Что делать - не понятно ... Это был мой промах. В итоге мы поделились на мальчиков и девочек :) Девочки пошли по магазинам (надо же куда-то себя деть ... в тепло :)) А мальчики пошли смотреть какое-то убогое кино. Кино им не понравилось. И они так спешили оттуда убраться, что перешли улицу в неположенном месте и словили штраф :) Отдельной песней потом было как Паша этот штраф в Москве пытался оплатить ... Но не суть. Время прошло и можно было идти на вокзал. Нас ждал поезд в Великий Устюг.

Поезд прибыл на станцию Ядриха в 9:04.
Тут следует сделать лирическое отступление о том, почему туда мы ехали через Ядриху, а обратно возвращались через Котлас узловой. Дело в том, что я прочитала отзывы отдыхающих с истеричными возгласами, дескать станция Ядриха - это веранда в чистом поле, откуда невозможно никуда уехать и понять который поезд твой. Я решила, что в Москву лучше ехать без паники через город Котлас, а вот приехать можно и через Ядриху, тем более, что до нее ехать меньше на полчаса на поезде и еще на полчаса на автобусе :) Оказалось, что все ровно наоборот. Котлас узловой (через главный вокзал Котласа, впрочем так же забитый досками, нужный нам поезд не проходил) находился в стороне от всех дорог и идти туда пришлось пешком :) А на станции Ядриха автобусная остановка находится в 10 метрах от платформы и стоит много такси.
Итак мы приехали в Ядриху, погрузились в автобус, который приехал точно к поезду, и через 40 минут были на автовокзале в Устюге. Там мы выяснили, что через полчаса едет рейсовый автобус через вотчину Деда Мороза. Сели на него и вот мы и на месте. Не могу сказать, что я верю в Деда Мороза (хотя загаданные желания регулярно сбываются :)) Просто было интересно посмотреть, что придумали в качестве туристической развлекалки соотечественники. И не надо морщить нос, ведь , согласитесь, что даже музей естественной истории в Лондоне не сильно информативнее учебника природоведения за пятый класс. Но вернемся к нашим баранам. Нам с одной стороны повезло - народу было очень немного. А с другой стороны не повезло: в связи с "не сезоном" многие развлекалочки были закрыты. В общем детям наверно очень нравится, а нам показалось не очень интересно. Тем более 5 часов там делать было нечего. Мы обошли всю вотчину вдоль и поперек, побывали на экскурсии в доме Деда Мороза. Во время экскурсии девушка-снегурочка подробно всем рассказывала, как живет Дед Мороз, кто к нему приезжает в гости. А мы там ходили, все разглядывали и краем уха слушали. Даже президент, говорит, приезжал."Он разговаривал с Дедушкой Морозом полчаса и подарил бронзовый барельеф Кремля"(с). И тут в воцарившейся тишине я, как бы размышляя, спрашиваю "Интересно, о чем можно разговаривать с Дедом Морозом полчаса?.." Судя по недружелюбному взгляду девушки-экскурсовода и пинкам друзей - подарков Дедушка Мороз нам больше не подарит ... Никогда ... Нда ... А вот что понравилось в доме Деда Мороза - это огромная коллекция разнообразных елочек. Из тряпок, из макарон, из фантиков, из всего-всего. Все они - подарки. Так трогательно :) Еще мы там покатались с горы на надувной лодке и даже зашли в местный парник. А время все не кончалось... Остаток времени до автобуса мы провели в местном кафе.
Потом мы вернулись в город, зашли в нашу гостиницу (там я тоже отожгла, спросив "а почему у вас крыша разобрана?", народ мне потом говорил, что нас за мой длинный язык ровно под этой дырой и поселят, но обошлось :)). Гостиница была очень симпатичная. Мы кинули шмотки и пошли гулять. В небольшом Великом Устюге церквей, кажется, больше, чем домов. Там такая спокойная, снежная атмосфера. Очень светло, уютно, камерно и как-то ... не знаю ... сложно описать. В этот город хочется вернуться :) Здесь нам тоже не повезло. Из-за праздников все церкви-музеи были закрыты (например краеведческий музей и музей новогодней игрушки). Очень жалко, было бы интересно зайти. Нам оставалось любоваться природой и городом в снегу. Такие закаты и восходы! Розовый снег и солнечные зайчики на сосульках, широченная, заметенная и спокойная, но суровая Северная Двина! ... А вечером мы вкусно поужинали в местном ресторане на соседней улице и спрятались в номере, потому что на улице к тому времени уже стало очень холодно, и по плану был ранний подъем. Утром мы собрали вещи и пошли прогуляться по противоположному берегу. Конечно же не через мост, а по вытоптанной местными тропке через Сухону. Классическую. С вешками и снегом по пояс, если ступаешь не туда :) Погуляли, поглазели. в очередной раз были совершенно очарованы снежной Россией. У нас очень красивая страна. Очень. Вы знали об этом? :) А потом, оставив праздник за спиной ;) поспешили на автобусную остановку.

Автобус довез нас до города Котлас. До Южного вокзала. Он был заколочен досками и в целом не выглядел живым, однако он был вот он, рядом. А нам нужен был Котлас Узловой. О да! Нам сказали, что "воооон там, на том конце улицы останавливается один автобус, который идет раз в час и почти туда, куда вам нужно, а дальше полкилометра пешком вдоль путей" :)) "Ну вот!" - сказали ребята с натянутой улыбкой: "Должна же быть какая-то ж*па в любом приключении. Без этого нельзя считать поездку удавшейся!" И мы пошли. Слава Богу, сама станция была открыта, и внутри хорошо отапливалась. Но вот покушать нам, бедным голодным, было совсем нечего. Все палатки наглухо заколочены, и ни души вокруг. Зато к поезду окрестности волшебным образом ожили, появились откуда-ни-возьмись люди с горячей едой :) и жизнь наладилась. Мы сели в поезд и почти целый день ехали назад в Москву.

В целом, остались очень приятные ощущения. Была успешно протестирована возможность зимних поездок. По-моему, поездка удалась! Мне очень понравилось! Всем спасибо за участие :)

ФОТКИ

На очереди Ростов Великий ;)

P.S. Подробная информация:

Транспорт:
Поезда:
5.03.11 23:10 - 6.03.11 7:30 Москва(Яр)-Вологда
6.03.11 22:02 - 7.03.11 9:04 Вологда-Ядриха (поезд Москва-Воркута)
Автобус от станции Ядриха до В.Устюга (подошел прямо к поезду). От автовокзала В.Устюга автобус до вотчины Деда Мороза (рейсовый) и обратно (ходит 1 раз в день).
Автобус от В.Устюга до Котласа Южного. "На собаках" до Котласа Узлового.
8.03.11 13:58 - 9.03.11 09:12 Котлас Узловой-Москва (поезд Сосногорск-Москва(Яр))

Гостиница:
1. В Вологде мы не ночевали. С утра приехали, вечером уехали.
2. В Великом Устюге гостиница "Двина". Очень приличные номера. Центр города. Номер на 4х – 2600р. Адрес: г.Великий Устюг, улица Красная, д. 104. Тел. +7(817-38) 2-03-48 (круглосуточно), 2-04-43. cайт про гостиницы

Кафе:
В Вологде мы зависали в ресторане самообслуживания не-помню-где :) На первом этаже какого-то торгового центра в торце местного Нового Арбата. Недорого и вкусно.
В В.Устюге мы ужинали в ресторане "Великий Устюг" на Советском проспекте, кажись, и завтракали в гостинице.

Кто дочитал, тот герой! :)

• (no subject)

Звучит приблизительно так: я вообще не сплю. Серьезно. Остутствие хоть какого промежутка часа в 4 хотя бы непрерывного сна - это для меня смерть в…

• Про продукты.

А скажите, друзья, пользуетесь ли вы такой вещью как фермерские/эко/био продукты? Что именно используете и что думаете? Может, можете что-то…

• и о погоде :)

Люблю сильный дождь, когда он рушит необязательные планы. Когда он дарит ощущение неожиданной паузы, ощущение "я в домике" :) неважно в каком -…